Следующим «законом» для оператора является последовательность повествования, логического изложения материала. Снимая планы, между которыми нет временного разрыва, нужно придерживаться определенных правил. Персонажи, предметы в кадре должны находиться в одном и том же положении. Для того чтобы перейти со среднего плана на крупный в момент, когда мальчик подсекает рыбу, нужно снять действие дважды: первый раз на среднем плане и второй – на крупном.
Когда к этапу монтажа накоплено достаточное количество планов одной мизансцены, режиссер может выбрать наиболее удачный момент перехода с одного плана к следующему.
Теперь обратимся к одной из серьезнейших проблем создания кинопроизведения. При выстраивании эпизода в фильме практически всегда приходится «сжимать» время. Множество событий на экране показывают лишь частично, отводя на каждое из них значительно меньше времени, чем в реальности. И здесь также монтажер целиком зависит от оператора. Он должен отснять материал так, чтобы при его «складывании» на монтажном столе действие могло быть легко сжато. Один из методов подобной «конденсации» – монтаж с введением перебивочных планов.
Предположим, мальчик ловит рыбу. Вся процедура заняла две минуты. Две минуты в реальной жизни – время очень незначительное. Но на экране оно может показаться вечностью. Следовательно, перед нами стоит задача сжать время на экране, показав при этом начало и конец удачной рыбной ловли. Какими могут быть перебивочные планы в данном случае?
Содержание первого кадра: мальчик стоит с удочкой на общем плане. Затем крупно показана деталь – поплавок, то появляющийся на поверхности, то исчезающий в воде, или же крупный план лица мальчика.
Это и есть перебивочные планы. Потом возвращаемся к прежнему плану и показываем завершение рыбалки – подсечку, то есть резкое движение мальчика, дергающего за удочку в момент клева.
Существует еще один полезный метод сжатия времени в фильме. Это совмещение двух параллельных действий. Если согласно сценарию наряду с главной сюжетной линией одновременно происходят еще какие-то события, монтажер будет склеивать попеременно эпизоды основной линии действия и параллельно происходящих событий и в финале возвратится к главному повествованию, развитие которого продвинулось несколько вперед по сравнению с тем, что мы видели в начале. Режиссер и оператор должны в совершенстве владеть приемами сжатия времени.
Вернемся к примеру с мальчиком. Пока начинающий рыбак поймает первую рыбешку, пройдет немало времени, на ловлю пяти рыбок может уйти и того больше. Если слишком явно сжимать показ лова, то авторов фильма постигнет неудача. Серьезная тема превратится в комедийную. Но если найти два различных аспекта сюжета и начать их попеременный показ, то задача будет с успехом решена. Предположим, что один мальчик ловит рыбу, а другой собирает ветки для костра.
Эти два действия могут быть легко смонтированы. Покажем начало лова первым мальчиком, затем дадим кадры со вторым. Вернувшись позже к первому, увидим, что у него в садке более пяти рыбешек, и вновь покажем второго мальчика: он уже разжигает костер. Таким образом, реальное время действия сокращено в обоих эпизодах, и они соединены в один сюжет.
Совмещение двух параллельных действий часто встречается в кино. Приведенные выше примеры иллюстрируют, как уже на этапе съемок оператор стремится учесть особенности приема сжатия времени при монтаже.