На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

JinnStudio

172 подписчика

Последовательность киноповествования

Следующим «законом» для оператора является последовательность повествования, логического изложения материала. Снимая планы, между которыми нет временного разрыва, нужно придерживаться определенных правил. Персонажи, предметы в кадре должны находиться в одном и том же положении. Для того чтобы перейти со среднего плана на крупный в момент, когда мальчик подсекает рыбу, нужно снять действие дважды: первый раз на среднем плане и второй – на крупном.

Когда к этапу монтажа накоплено достаточное количество планов одной мизансцены, режиссер может выбрать наиболее удачный момент перехода с одного плана к следующему.

 

Теперь обратимся к одной из серьезнейших проблем создания кинопроизведения. При выстраивании эпизода в фильме практически всегда приходится «сжимать» время. Множество событий на экране показывают лишь частично, отводя на каждое из них значительно меньше времени, чем в реальности. И здесь также монтажер целиком зависит от оператора. Он должен отснять материал так, чтобы при его «складывании» на монтажном столе действие могло быть легко сжато. Один из методов подобной «конденсации» – монтаж с введением перебивочных планов.

 

Предположим, мальчик ловит рыбу. Вся процедура заняла две минуты. Две минуты в реальной жизни – время очень незначительное. Но на экране оно может показаться вечностью. Следовательно, перед нами стоит задача сжать время на экране, показав при этом начало и конец удачной рыбной ловли. Какими могут быть перебивочные планы в данном случае?

 

Содержание первого кадра: мальчик стоит с удочкой на общем плане. Затем крупно показана деталь – поплавок, то появляющийся на поверхности, то исчезающий в воде, или же крупный план лица мальчика.

Это и есть перебивочные планы. Потом возвращаемся к прежнему плану и показываем завершение рыбалки – подсечку, то есть резкое движение мальчика, дергающего за удочку в момент клева.

 

Существует еще один полезный метод сжатия времени в фильме. Это совмещение двух параллельных действий. Если согласно сценарию наряду с главной сюжетной линией одновременно происходят еще какие-то события, монтажер будет склеивать попеременно эпизоды основной линии действия и параллельно происходящих событий и в финале возвратится к главному повествованию, развитие которого продвинулось несколько вперед по сравнению с тем, что мы видели в начале. Режиссер и оператор должны в совершенстве владеть приемами сжатия времени.

 

Вернемся к примеру с мальчиком. Пока начинающий рыбак поймает первую рыбешку, пройдет немало времени, на ловлю пяти рыбок может уйти и того больше. Если слишком явно сжимать показ лова, то авторов фильма постигнет неудача. Серьезная тема превратится в комедийную. Но если найти два различных аспекта сюжета и начать их попеременный показ, то задача будет с успехом решена. Предположим, что один мальчик ловит рыбу, а другой собирает ветки для костра.

 

Эти два действия могут быть легко смонтированы. Покажем начало лова первым мальчиком, затем дадим кадры со вторым. Вернувшись позже к первому, увидим, что у него в садке более пяти рыбешек, и вновь покажем второго мальчика: он уже разжигает костер. Таким образом, реальное время действия сокращено в обоих эпизодах, и они соединены в один сюжет.

 

Совмещение двух параллельных действий часто встречается в кино. Приведенные выше примеры иллюстрируют, как уже на этапе съемок оператор стремится учесть особенности приема сжатия времени при монтаже.

наверх