Стедикам – это система стабилизации, функция которой заключается в том, чтобы изолировать камеру от резких движений оператора (вибрация при ходьбе или беге). При этом система повторяет все движения оператора. Поэтому оператор должен контролировать свои движения, придавая плавность движениям камеры и сохраняя необходимую траекторию предполагаемой съемки.
Только после освоения необходимых навыков можно добиться хороших результатов съемки со Стедикамом.
Основные типы движения камеры — пространственное и вращательное. Стедикам создан для того, чтобы устранить их или сократить до минимума. Пространственное движение камеры — это перемещение камеры в пространстве. Вращательное движение — это наклоны и повороты камеры.
Начнем с того, что любое движение оператора с камерой - намеренное или случайное - делается вне центра тяжести (или сопротивления) самой камеры. И если вектор силы не проходит через этот центр (а чтобы направить его туда, оператор должен обладать невероятным талантом), камера будет совершать нежелательные пространственные или вращательные движения.
Добавляем к камере жесткую штангу и противовес на другом конце штанги. Теперь конструкция обладает большей массой и значительно большей инерцией по оси противовеса камеры. Кроме того, центр тяжести объекта теперь вне камеры, и оператор может до него дотронуться. Такая конструкция более устойчива к вращательным движениям в двух измерениях: наклонам и поворотам. Помимо этого, оператор, прикасаясь к объекту или поднимая его, взявшись за новый центр тяжести, не вызывает такого вращения объекта, как раньше.
Более тяжелое устройство более устойчиво к пространственным колебаниям.Если к камере добавить два противовеса, разнесенные в разные стороны, то конструкция будет более устойчива к колебаниям во всех трех измерениях. Третье измерение — это поворот по горизонтали.Второй компонент, который используется в устройстве Стедикам — это трехосный шарнирный узел около центра тяжести, необходимый, чтобы изолировать угол силы подъема от объекта. Обычно, чтобы направить камеру, требуется легкое прикосновение, а чтобы ее поднять — нужно приложить немалое усилие. Благодаря шарнирному узлу это усилие никак не сказывается на угле поворота камеры.
В-третьих, оператор больше не касается камеры — в такой конструкции она находится на значительном расстоянии от центра тяжести.В-четвертых, система, которая состоит из механической «руки» и жилета, сокращает нежелательные пространственные движения оператора, например, движения вверх и вниз при ходьбе или даже дыхании. Пружины, входящие в конструкцию «руки», с одной стороны, несут нагрузку, а с другой, изолируют консоль от вертикальных движений оператора. Помимо этого, с ее помощью вес проще нести. В отличие от других способов переносить груз, при работе со Стедикамом оператору не приходится все время приподнимать всю эту конструкцию и ловить ее на каждом шагу, когда она начинает падать.
Благодаря шарнирам «рука» может сгибаться и повторять движения руки и плеча оператора. Шарниры помогают изолировать кадр от нежелательных колебаний оператора. Жилет оператора обеспечивает механическое соединение с «рукой», кроме того, он распределяет вес консоли и направляет его на ноги.
Благодаря распределенной массе, шарнирному узлу, жилету и механической «руке» камера остается неподвижной или двигается плавно, без нежелательных вращательных и пространственных движений. Однако, система не автоматическая, и искусство оператора играет очень большую роль в съемке с помощью Стедикама.
Несколько правил по работе со Стедикамом:
1) Полезно знать принципы работы системы Стедикам.
2) Вы должны научиться правильно ходить и стоять.
3) Подрегулировать жилет по фигуре оператора и настроить «руку» натяжением пружины, чтобы она могла нести определенную нагрузку.
4) Оператор с системой Стедикам должен находиться в равновесии.
5) С каждым разом вы будете находить для себя что-то новое.
Вот несколько проблем, с которыми часто сталкиваются начинающие:
1) Для того чтобы отстраниться от консоли, оператор прогибается в талии вместо того, чтобы просто отодвинуть консоль от себя. Стойте прямо!
2) Оператор двигается, как утка. А должен - как танцор. Оператор идет, как будто в руке у него переносная камера. Танцуйте! Точность. Ритм. Цель. Осанка. Равновесие.
3) Оператор принимает позу борца сумо (стоит на широко расставленных ногах), когда камера не двигается. Когда останавливаетесь, постарайтесь перенести вес тела на одну ногу, тогда вы сможете сразу начать двигаться в любом направлении.
4) Еще хуже, если оператор переносит вес тела, пытаясь получить в этот момент неподвижную картинку. Не получится. Вы двигаетесь, и двигается камера, Правильная последовательность движений такова: камера двигается — оператор двигается, оператор останавливается — камера останавливается.
5) Левая рука (управляющая) задевает штангу, из-за чего консоль дрожит и дергается. Кроме того, левая рука может приподнимать и опускать консоль, уменьшая ее изоляцию и усиливая неустойчивость.
6) Правая рука (опорная) бессознательно поднимает камеру, особенно при начале и при остановке съемки. Помимо «ныряющих» кадров, теряются изоляция и плавность, которые обеспечивает «рука».
7) Часто пальцы правой руки (опять же бессознательно) пересекают шарнирный узел, дотрагиваясь до вилки. Из-за этого консоль дергается и отклоняется.
8) Оператор наклоняется и со всех сторон пытается посмотреть на кадр. Расслабьтесь. Нет никакой необходимости видеть экран все время, а Стедикам остается в том положении, в котором вы ее оставили, прежде чем отвернуться.
После всех этих предупреждений, удивительно, как кто-нибудь вообще не боится начинать. Нужно время, чтобы разобраться со всеми проблемами и ответить на все вопросы. Вас никто не заставляет делать все и сразу.
Оператор должен не только выбирать кадр и удерживать оборудование в равновесии, он должен также ориентироваться на местности.
1) Запомните траекторию съемки, пройдя по ней.
2) Отрепетируйте свое перемещение без консоли, но по тому же пути, который вы прошли бы, снимая.
3) Потом пройдите этот путь с одетой консолью.
4) Отрепетируйте все малейшие движения. Например, встаньте в узкий дверной проход и оглянитесь. Вы должны понять, где вам надо быть, чтобы пройти через дверь.
5) Отойдите на два шага назад и вернитесь к двери.
6) Повторяйте это, пока вы это твердо не запомните.
7) Переходите к следующему сложному элементу и отрепетируйте его в мельчайших деталях.
Не секрет, что на ноги оператора стедикама приходится двойная нагрузка, и от выбора обуви зависит здоровье.
1) Обувь должна быть удобной. Звучит банально, но у каждого человека своя форма ноги, и выбрать подходящую «колодку» порой непросто. Надев ботинок, попробуйте прыгнуть на пятку. Кроссовки, предназначенные для бега, имеют внутри пяточной части эластичные вставки, что хорошо. Однако это увеличивает высоту подошвы.
2) Подошва должна быть максимально низкой. Это уменьшает эластичность, но предохраняет вас от серьезных травм при подвороте ступни. Отсюда следующее правило.
3) Желательна фиксация голеностопа. Высокая обувь менее травмоопасна. Поэтому у солдат и альпинистов высокие ботинки. Но нельзя переусердствовать. При медленных и точных движениях вам будет неудобно.
4) Обувь не должна скользить. На относительно гладкой подошве вам тяжело придется на земле после дождя и при гололеде. Зимой всегда возите с собой бытовые «кошки», очень помогают, но создают проблемы для чистого звука - цокают!
5) Подошва не должна оставлять «следов». В музейных интерьерах вас заставят надеть неприемлемые бахилы. Идеально иметь пару ботинок «на манной каше», т.е. со светлой подошвой. Требуйте главного хранителя музея и докажите ей, что их трёхсотлетнему паркету ничего не будет!
6) После обеда поменяйте обувь! Звучит странно, однако, попробовав однажды, вы возьмете это за правило. Надев на уставшие ноги другие ботинки, вы почувствуете «второе дыхание». И брать их с собой будет не лень!
P.S. Становится ясно, что обуви, причем хорошей, должно быть немало. Что ж, придется потратиться.