Кружок выжигания по дереву, как вариант полезного и развивающего внешкольного досуга, остался далеко в прошлом. У современных школьников новые хобби: после уроков они спешат на съемки. Сегодня еще учась в школе можно стать киноактером, оператором или ведущим теленовостей. И для этого вовсе не обязательно жить в столице.
Чудеса из лампы
Студия детского и юношеского экранного творчества «Джинн» свое название оправдывает вполне: этот мифический персонаж, как известно, спец по чудесам, а кино и мультфильмы – это тоже своего рода волшебство. Однако наивно думать, что все многочисленные награды и звание «Образцовый детский коллектив» студия «Джинн» получила благодаря колдовству.
«Стена славы» детской киностудии при ДЦ(Ю)ТТ «Городской» внушает уважение.
- Мы просто физически не можем участвовать во всех фестивалях, которые проводятся в России и странах бывшего союза, - говорит руководитель студии Владимир Потороев.
Но и те фестивали для юных одаренных киноделов, которые «Джинн» смог охватить, принесли липчанам успех, призы и грамоты.
Из последних завоеваний - победа в трех номинациях на Международном фестивале детского экранного творчества в Нарве (Эстония) «Тушите свет» в 2010 году. На Всероссийском фестивале киновидеотворчества «Мир глазами ребенка» студия была награждена за особые творческие заслуги. Кроме того в прошлом году из Питера молодые липецкие киношники привезли статуэтку, символ первой премии фестиваля «Кино и книга».
На фестивале «Весенняя капель» в Липецке «Джинн» не раз брал призовые места, и вовсе не потому, что «дома и стены помогают».
Сам Владимир Потороев «заболел» кино еще в юности. Очень кстати тогда оказался невиданный, неслыханный, царский подарок от родителей – любительская кинокамера «Аврора».
- Пленки хватало на пятиминутную короткометражку, - вспоминает Владимир Анатольевич. – Мы с друзьями экспериментировали вовсю – снимали небольшие юмористические фильмы, вроде киножурнала «Фитиль».
Сам руководитель студии «Джинн» с детства с удовольствием возился с техникой, паял что-то гениальное из микросхем и проводов, потом с восторгом дождался изобретения и массового внедрения в жизнь компьютеров. Именно так и менялась студия, где преподавательствовал Владимир Анатольевич: сначала здесь был радиокружок, потом компьютерный класс, где от посетителей яблоку негде было упасть, а потом приобрели первую видеокамеру. И вот тогда началась новая эра. Началось таинство. Можно сказать, эта первая камера и выпустила джинна из бутылки.
Сейчас в студии «Джинн» пять групп, где занимаются школьники от 12 лет и старше. На занятиях юные творцы снимают короткометражные фильмы, социальные ролики и мультфильмы.
- Мультики снимать гораздо сложнее и дольше, чем кино – все-таки покадровая съемка, - рассказывает Владимир Потороев. – Первый мультфильм мы снимали целый год.
Этот самый пластилиновый анимационный шедевр – «Необычный квартет» - мы тут же посмотрели на экране ноутбука. Мультфильм, сделанный в стиле знаменитого мультипликатора Гарри Бардина, оказался забавным: пластилиновые музыканты играли джаз на своих инструментах, пока им не начала досаждать муха. Жужжа, она приземлилась на микрофон и запела свою мелодию, сбивая членов джаз-банда. В конце концов, музыканты с мухой спелись и зазвучали в унисон.
- Мы долго не могли придумать, в чем будет заключаться изюминка сюжета в этом фильме, - комментирует Владимир Анатольевич. - Потом ребят осенило – они придумали муху, которая хочет петь!
В студию каждый ребенок приходит в студию со своей целью, которая со временем может и измениться. Иной поначалу видит себя звездой экрана, но увидев мир через объектив камеры, твердо решает быть оператором. А у «технаря», бывает, вдруг обнаруживается неожиданный актерский талант и он с удовольствием играет и озвучивает роли.
По словам Потороева, он совсем не жалеет о том, что тратит себя на педагогическую работу, оставив мечту о большом кино.
- С детьми необычайно интересно работать – у них нестандартное мышление, голова еще не забита проблемами, они открыты миру, - считает руководитель, который, между прочим, в прошлом году получил титул «Лидер дошкольного образования».
Дети действительно радуют фантазией: на семилетие студии, которое отмечали в феврале этого года, ребята подарили своему педагогу огромный торт, на котором красовалась нарисованная глазурью киношная «хлопушка».
Именно нестандартное решение помогает студии «Джинн» решать некоторые проблемы с оборудованием. Центр, конечно, финансируется из городского бюджета, но кому когда этого хватало? Хорошо было бы потереть какую-нибудь волшебную лампу и получить все необходимое: операторский кран, тележку и еще много хитрых устройств для съемок. Но реальность заставляет делать чудеса самостоятельно: операторскую тележку студийцы делают из детской коляски, а осветительные приборы – из микрофонных стоек и уличных фонарей.
Пожалуй, только об одном немного жалеет Владимир Потороев: еще никто из его воспитанников не рискнул пойти дальше по этой стезе – поступить во ВГИК. А ведь победы на фестивалях – отличный шанс показать себя перед настоящими мэтрами кинематографии, известными режиссерами и операторами.
- И поступить, например, в питерский институт кинематографии вполне реально – обучение там бесплатное, и выпускников операторского факультета даже трудоустраивают, - говорит Владимир Анатольевич. – Думаю, родители боятся отпускать детей в столицу, предпочитают журавлю в небе ручную синицу в виде вполне земных специальностей. Ну что ж, это их выбор…
Сейчас студийцы снова готовятся блеснуть на очередном фестивале «Весенняя капель», который пройдет в конце марта в Липецке. На суд жюри заготовлены новые работы – короткометражка в стиле журнала «Ералаш», этюд «Мнимая реальность», пластилиновый мультфильм «Нет времени» и социальный ролик «Хеппи энд».