На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

JinnStudio

172 подписчика

Сцена решает всё

При условии, что вы разработали интереснейшую историю, всё остальное решает каждая отдельная сцена.

Проработанностью сцены можно как утопить интересную историю, так и вытянуть слабый (с коммерческой точки зрения*) сюжет. И если в вашей голове вспыхивает картинка или какие-то режиссёрские решения, то это не значит, что на съёмочной площадке решат заняться тем же.

И не надо после думать, что режиссёр всё провалил. Провалили вы. Теперь поговорим о нашем условном сценарии.

Но для начала разберёмся с терминологией, дабы не возникло путаницы. В российской кинодраматургической традиции фильм делится на эпизоды, а эпизоды делятся на сцены (что у американцев соответствует актам и эпизодам, то есть то, что мы называем сценой, американцы считают эпизодом). Под сценой мы подразумеваем единство места, времени и действия (в редких случаях неизменное количество персонажей, но это требование можно опустить).

Теперь солью в одну заметку всё, что думаю о сцене. Надеюсь, вы найдёте здесь подсказки, которых нет в других учебниках.

И забегая вперёд, сразу дам один совет. Господа сценаристы, после последней точки в сценарии и покупкой этого сценария есть некоторый временной люфт. Вот вместо смутного ожидания копируйте каждую сцену в отдельный файл и разбирайте эту сцену как отдельное самостоятельное произведение. Много времени и сил это не отнимет. Репетиции спектакля длятся год. Вся труппа думает о том, чтобы каждое мгновение привлекать и удерживать зрительский интерес. На площадке, увы, об этом не всегда думают. Так подумайте вы за всю съёмочную группу. Разбейте свой воображаемый фильм на куски, которые зрителям захочется выложить на ютуб:)

Определите для себя характер каждой сцены:

1. Сцена информативная.

2. Сцена эмоциональная.

3. Сцена-повтор.

4. Сцена-пауза.

(В чистом виде таких сцен нет, все эти характеристики смешиваются в каждой сцене, но мы сейчас постараемся определить для себя, какая черта преобладает в каждой сцене и зачем это нужно.)

Информативные сцены нужны для экспозиции. Вводим зрителя в проблематику нашего космоса. В чистом виде информативные сцены не нужны, и их должно быть как можно меньше. Зритель не идиот, и по ходу дела сам разберётся, что к чему. Если вы разобрались с необходимойинформацией, то подумайте, как её разбить на части и как подать порциями. Посмотрите, на каких деталях следует сразу сделать акцент, а о каких до поры до времени умолчать. От полноты картины (от знания в полном объёме) может стать скучно. Детективная интрига должна присутствовать в самой расслабленной мелодраме, имхо.

С эмоциями вроде бы всё понятно, но не всё так просто. Отечественные фильмы всё больше и больше эксплуатируют только негативные эмоции (надеюсь, поговорю об этом отдельно). Страх, ненависть, всякую душевную боль, вызывающую слёзы сопереживания. Спектр эмоций нужно сознательно расширять. В фильмах ужасов всегда есть комедийные моменты, вызывающие смех. И в комедиях есть сцены, когда ситуация вызывает ужас. Внимательно следите за сменой зрительских настроений. Слушайте симфонии и ловите их эмоциональный ритм. Разбирайте каждую отдельную сцену эмоционально: что здесь смешно, что грустно, что страшно, а что попросту скучно (и почему). Попробуйте сменить эмоцию на противоположную: в комедийной ситуации найдите паническое (по Бахтину), и наоборот – из трагического попытайтесь сделать смешное. (Последние указания не для того, чтобы переделать сцену, а для понимания её сути и внутреннего потенциала).

А сцену-повтор и сцену-паузу одни назовут сценами проходными, а другие – высшим пилотажем. Если мы относимся к сценарию (и будущему фильму) как к поэме, то давайте забудем о существовании проходных сцен (вообще такое понятие выкинем из нашего лексикона).

Сцена-повтор прежде всего нужна для закрепления информации (повторение – мать учения), для привыкания и узнаваемости (об этом отдельно писал Юрий Арабов: зритель усваивает три четверти ему знакомого и узнаваемого и только одну четверть нового, но это совсем другая тема). Повтор должен подавать информацию под новым углом и, как я думаю, повтор оперирует деталями (кто понял, тот понял). И повтор задаёт ритм, рифму и, если угодно, рефрен. Повторами нужно пользоваться очень осторожно, иначе можно скатиться к проходным сценам, о которых мы договорились забыть.

Сцена-пауза. Виртуозно паузами владеет Стивен Кинг. Всегда на самом интересном месте (а что же дальше???) он уводит нас в сторону и погружает в какие-то подробности, которые мы хотим прочитать побыстрее. Если внимательно пересмотреть “Криминальное чтиво”, то мы увидим, что почти всё действие состоит из пауз. Паузы мы используем тогда, когда на 200 процентов уверены в основной сюжетной линии. Паузы необходимы для: а) освоения предыдущего, б) для угадывания и предвкушения будущего, в) для эмоциональной разрядки и для “перевести дыхание”. При серьёзной проработке – пауза это подтекст, который нельзя пересказать однозначно.

Что можно сделать за своим рабочим столом с готовой сценой? Я бы рекомендовал сразу две противоположных вещи. Первое, сцену нужно по возможности удлинить, расширить и перегрузить. Попробуйте ввести дополнительных персонажей, добавить действия, поискать визуальные образы (или хотя бы дополнительные предметы-детали). И второе (противоположное первому), сцену нужно сжать, выкинуть всё лишнее (от реплик, до действий персонажей), убрать посторонних. И то, и другое нужно для понимания сцены. Отнеситесь к каждой сцене как к маленькому фильму или рекламному ролику. И не забывайте о персонажах, которые тусовали в предыдущих сценах (буквально вчера видел по телеку серию “Каменской”, в которой Гармаш три минуты молча слушал диалог Каменской с кем-то, – просто сценарист забыл увести или озадачить персонажа участием, а на площадке сняли то, что шло по тексту).

Джеки Чан каждую драку пытался продлить до возможного предела (кропотливый поиск гэгов) и дотягивал драки до 7 минут. Американские прокатчики урезали эти сцены до 5 минут. Говорю к тому, что всё можно растянуть и урезать (в идеале же должно быть “ни убавить, ни прибавить”). И, кстати, требование 1 сцена = 2 минуты, работает вроде бы только в ситкомах и на все жанры не распространяется. Время сцены прежде всего определяется общим ритмом фильма, но и это отдельный разговор.

Простые сцены нужно усложнять. Если видите, что у вас преобладает трёп, ищите у персонажей труп в багажнике, сажайте под кровать мужа, а за штору – репортёра с видеокамерой. Ищите тёщу, которая стоит за дверью. Трёп должен происходить на пороховой бочке, фитиль которой уже подожжён.

На сегодня у меня всё. На всякий случай напомню про трёхактную структуру сцены: в сцене должны присутствовать завязка, развитие, кульминация и финал. И если завязка была ранее, а финал сцены вам необходимо отложить, то развитие и кульминация необходимы каждой сцене.

Если ещё что-то важное вспомню, допишу в отдельной статье. Если что-то у меня мутно или спорно, фигачьте в комментарии – на досуге обсудим.

*Слабая сюжетная линия на мой взгляд в фильме “Пёс-призрак: путь самурая” (да в общем-то и в других фильмах Джармуша, но “Пёс-призрак” отчасти интересен тем, что перекликается и пародирует “Криминальное чтиво”).

Кот Шрёдингера

наверх